День автомобилиста, или «День шофёра», отметили в России 30 октября 2022 года. В последнее воскресенье октября принято чествовать именно профессиональных водителей. Мы расспросили о профессиональном пути не просто героев этого праздника, а людей, прошедших огонь, воду и «укротивших» пожарно-спасательные машины.
Братья Иван и Илья Бомбовы работают водителями-пожарными Пожарно-спасательного центра Москвы уже шестой год. Они досконально знают тонкости управления всеми видами пожарно-спасательной техники, стоящей на вооружении 206-го пожарно-спасательного отряда столицы. Братья-близнецы вдвоем приезжают на работу и вместе несут дежурство: всегда друг друга выручают, устраняют неисправности, помогают товарищам изучить технику, разобраться, навести порядок на рабочем месте.
– Как так получилось, что вы стали пожарными-водителями?
– Это, можно сказать, у нас в крови. Отец – профессиональный водитель, дед – всю жизнь проработал трактористом, поэтому мы все детство возились с техникой, в том числе и с машинами. Мама и бабушка работали бухгалтерами в пожарных частях, где мы часто были в гостях и проводили много времени возле пожарной техники. Получается, что мы продолжаем семейные традиции двух поколений нашей семьи – рассказывает Иван.
Во время учебы в Детчинском аграрном колледже, братья получили от военкомата направления в ДОСААФ на обучение по военно-учетной специальности «водитель транспортных средств». В восемнадцать лет Иван с Ильей получили права сразу на две категории – «В» (легковые автомобили) и «С» (грузовики), и вскоре были призваны на срочную службу.
Когда, после возвращения из армии, перед братьями встал вопрос о трудоустройстве, желание помогать людям привело Бомбовых в федеральную пожарную часть у себя на родине.
– Так как мы все детство провели в подразделении пожарной охраны и хорошо знакомы с этой работой, решили пойти в МЧС пожарными. Нас приняли – одели, обули, сказали: «Всё ребята, работаем». После стажировки в пожарной части нас отправили на трехмесячное обучение по специальности пожарный-спасатель. Отучились, сдали все зачеты и официально стали пожарными – делится Илья.
В 2017 году Илья и Иван приняли решение перейти на работу в 206 пожарно-спасательный отряд Пожарно-спасательного центра Москвы.
– Узнали, что есть вакансии, пришли на собеседование. Начальника части все устроило – два готовых водителя-пожарных, опыт работы и права есть. Сразу после приема на работу организовали стажировку на машинах, – вспоминает Иван.
– Когда мы только пришли, здесь было очень много тех, кто с этими пожарными машинами работает с 2009 года, с самого момента открытия отряда. Коллектив у нас дружный, все друг другу всегда объяснят и научат. Нам помогли освоиться, познакомили с современным оборудованием, - говорит Илья.
– Если что-то серьезное горит, нас вызывают на помощь в подрайон, если высокий ранг пожара – могут вызвать в любую часть города – добавляет Иван. Раньше, как только пришли в отряд, выезжали часто, за смену порой до восьми вызовов бывало, вместе с пожарами. Сейчас в Москве открывается много новых отрядов, районы выезда становятся меньше, так как по нормативу обязаны уложится и прибыть на место происшествия за десять минут. Но по факту в своем районе приезжаем гораздо раньше – меньше, чем за шесть минут. Выезжаем не только на пожары: на ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий, на вскрытие дверей, социальную помощь населению и поиск людей в лесу.
– Расскажите про пожарные машины, на которых работаете.
– На боевое дежурство у нас ежедневно заступает пять водителей – рассказывает Иван – за каждым закрепляется машина. Перед рейсом проходим медосмотр, получаем путевой лист и вместе с начальником гаража проверяем транспортное средство. Пять автомобилей стоят в расчете и три находятся в резерве, они могут заменяться в зависимости от обстоятельств. Сейчас мы работаем на пожарной автоцистерне, автомобиле газодымозащитной службы, аварийно-спасательном автомобиле , на автолестнице , пеноподъемнике , прицепе дымоудаления и пожарном автомобиле аэродромного тушения «СуперДракон».
– На всех специальных и основных автомобилях нашего отряда мы поездили и поработали, и не по одному разу – добавляет Илья – можно сказать – универсальные бойцы.
– У вас на вооружении находится уникальный пожарный автомобиль под интригующим названием "СуперДракон", для чего он используется?
– Он предназначен для тушения пожаров на аэродромах и не только, для доставки личного состава и оборудования к месту происшествия. Но им еще надо уметь управлять – рассказывает Илья – кроме немаленьких габаритов автомобиля, приходится справляться с большим количеством современного оборудования «аэродромника». Автомобиль может подавать пену под себя – для устройства пенной полосы при посадке самолета в случае аварии, воду и пену спереди и сбоку, с лафетного ствола и через «иглу» распыления. С «иглой» тоже надо знать, как обращаться - она может проткнуть корпус самолета, но есть тонкость – игла должна располагаться строго под прямым углом к плоскости, небольшой наклон – и игла сломается. У «СуперДракона» очень много функций, нужно досконально знать все нюансы и постоянно тренировать навыки управления.
– Если что-то случается с машинами – их куда-то отвозят?
– Все машины регулярно ездят на ТО, серьезно осматриваются и проверяются, все поломки устраняются на сервисе.
– С какими сложностями приходится сталкиваться в работе?
– Самое сложное – подъехать к дому, особенно на автолестнице, она громоздкая, габаритная. Пожарная «лесенка» поднимается на 55 метров в высоту, может спасти людей с 16 этажа и чем ближе к зданию я установлю лестницу, тем выше достану. Но не всегда всё получается так, как нам хотелось бы. Людям очень сложно объяснить, что необходимо оставлять место для проезда специальной техники, огромную роль играет личная ответственность каждого водителя, осознанно паркующего свой автомобиль – делится Иван.
– Гражданские машины нам в любом случае трогать нельзя – добавляет Илья – проблесковые маячки и сирена не дает нам преимущества – мы просто обозначаем, что пытаемся проехать на вызов и все. Сейчас вежливых водителей хватает, расступаются, пропускают. Красный свет на светофоре для нас - тоже не разрешающий, можно проехать только убедившись, что все тебя пропускают.